Продажу подержанных авто в России запретят новым законом

06-04-2012


 








































PrimaMedia. Продать подержанную машину в России станет невозможно. Своеобразным запретом станет новый закон "заверения об обстоятельствах". Теперь, если продавец авто не расскажет покупателю обо всех "подводных камнях" в машине, его могут наказать за дезинформацию. Новый революционный закон вступит в силу уже 1 сентября, сообщает Autonews.



Покупка подержанного автомобиля всегда - лотерея: повезет - не повезет. И даже полная диагностика всех систем и агрегатов не дает полной гарантии, что в ближайшее время машина будет исправно возить своего нового хозяина.



В объявлениях о продаже часто обещают, что пробег в 50 тысяч километров на 12-летнем авто - совершенно реальный, российских зим она не видела, и "ездила девушка", причем, только по выходным и только по хорошим дорогам. Многие в это верят и попадают на капремонт двигателя, полную ревизию подвески и проблемы с электрикой. То есть то, о чем продавец вполне мог знать, но по понятным причинам покупателю рассказывать не стал.



Ничем впоследствии это ни частному продавцу, ни автосалону не грозит - тем более, если новый владелец машины написал расписку о том, что "претензий не имеет". Но в скором времени ситуация на рынке подержанных авто может кардинально поменяться с подачи президента Дмитрия Медведева.



Глава государства внес на рассмотрение Госдумы поправки в Гражданский кодекс, одна из которых напрямую касается всех автомобилистов, которые собираются продать или купить машину с пробегом. Речь идет об институте заверения об обстоятельствах.





Это значит, что заключив определенный договор (например, договор купли-продажи автомобиля), обе стороны несут полную ответственность за все "подводные камни", которые могут помешать исполнению этого договора.



 



"Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию), обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки.



Признание договора недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных недостоверностью заверений. Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, считала или имела разумные основания считать, что другая сторона будет на них полагаться", - говорится в п. 2 ст. 431 проекта ГК РФ.





То есть, если, к примеру, в машине пробита стойка, а неопытный покупатель этого не заметил и продавец ему не сообщил, вполне вероятно, что оплатить ремонт авто придется бывшему владельцу.



 



Как это будет выглядеть на практике, а не в теории, на сегодняшний день затрудняются сказать даже специалисты. Потому что, в случае с продажами машин может дойти до смешного: когда продавцу придется возмещать убытки за ремонт, о необходимости которого он не знал, или за поломку, которая случилась после диагностики, показавшей, что "железный конь" на данный конкретный момент полностью исправен.



Чиновники уже называют новый кодекс революционным, дебаты вокруг него обещают быть жаркими. Но, скорее всего, закон будет принят, не претерпев особых трансформаций.



"Документ непростой. Напомню, что мы принимали Гражданский кодекс, все его четыре части в течение практически 10 лет. Этот законопроект касается довольно большого массива институтов гражданского права, включая институт юридических лиц, право собственности, целый ряд других институтов, имеющих прямое отношение к жизни наших граждан и к работе российских и иностранных компаний. То есть, иными словами, он касается практически всех вопросов имущественных отношений, существующих в нашей стране", - рассказал Дмитрий Медведев.



А глава Минюста Александр Коновалов, в свою очередь, заявил: "Это (поправки в Гражданский кодекс) то, что реально назрело. Поэтому мы убеждены в том, что принятие этого законопроекта и доведение его до реализации отвечают интересам страны". Большая часть норм, прописанных в законе, по всей видимости, вступит в силу уже 1 сентября.





Приморские механики к закону отнеслись скептично. Ведь "беганая" авто не может быть полностью исправной.



 



- Тогда следует расписать и то, что следует считать поломками, - комментирует ситуациюпредставитель компании "Техпомощь на дороге" Антон Левченко. - К примеру, владелец авто прожег половик сигаретой, а покупатель этого сразу не заметил. Обнаружил позже и предъявил претензии: мол, моя машина "неисправна" - я не могу сесть за руль потрепанного авто. И, судя по этому кодексу, бывшего владельца вполне можно признать виновным, ведь он об этом умолчал. Если говорить конкретно о двигателе авто и его ходовой части, то, учитывая специфику наших дорог и топлива, машина в Приморье не может быть полностью исправна. Ведь капитальный ремонт ходовки вылетит в копеечку: далеко не каждый может позволить себе менять всю ходовую систему. То же касается и двигателя: к примеру, чистка всегда подразумевает замену свечей. А капитальный ремонт двигателя может разорить владельца. Обычные автовладельцы стараются исправлять только самые острые проблемы в авто. На мелочи просто не хватает ни денег, ни сил. Да и перед продажей машину стараются просто "подлатать": никто не будет вкладывать деньги в то авто, от которого избавляется.





Получается, что человек должен довести авто до идеала, вложив треть стоимости самой машины, и отдать его другому хозяину? А что делать с "раритетом" годов так 90-х? Такие машины стоят до 100 тысяч рублей и покупаются специально для того, чтобы "убить". Где, простите, найти все запчасти на такой "корч", а главное, зачем их искать, если машина, как говорится, "под себя"?



 



Дилеры "Зеленого угла" придерживаются схожего мнения. Продавцы уверены: продажи авто могут резко упасть.



- Даже покупая машину без пробега по России, вы не берете абсолютно новую, - говоритпродавец "Зеленого угла" Дмитрий. - Ведь неизвестно, как ее эксплуатировал японец. Более того, после покупки авто всегда следует заменить все техжидкости. Получается, продавец должен указывать в какой-то расписке, что вероятна замена масла? А если я расскажу всю подноготную машины, снимет ли это с меня ответственность? При этом дефекты есть даже в новых автомобилях: ведь компании нередко отзывают партию из-за проблем, которые не выявились на тест-драйвах. К примеру, неисправные стеклоподъемники. Получается, что идеально исправных машин просто нет. Единственные, кто могут на этом выиграть - магазины запчастей. Причем, я думаю, китайских аналогов оригинальных деталей. Ведь контрактные запчасти тоже эксплуатировались в Японии или другой стране. И считать их идеальными нельзя. Китайские же, хоть и не долговечные, зато дешевые. Как раз для того, чтобы "подлечить" автомобиль перед продажей.